ҰСТАЗ БЕН ШӘКІРТ
ҰСТАЗ БЕН ШӘКІРТ
30 сентября в сквере перед музеем имени семьи Невзоровых Президентом Республики Казахстан Касым-Жомартом Токаевым был открыт памятник, на котором написано всего три слова: Ұстаз бен шәкірт.
На стуле сидит Учитель Мухтар Ауэзов, а позади него стоит молодой Кайым (по старой транскрипции и по паспорту Каюм) Мухамедханов. На мраморном постаменте лежат алые розы, возложенные президентом Токаевым (пока ещё не в бронзе).
Скульптор — тоже наш земляк, автор памятника, так же открытого Токаевым «Абай и сыновья» Нурбол Калиев. Нурбол ушел от изображений «бронзового» Абая и его бронза стала живой! Здесь Мухтар и Кайым стали так же просто откровением для меня!
Если смотреть прямо на известный памятник Абаю на площади Абая, слегка обезображенной «отмытыми» ахметовскими фонарями-виселицами, то Мухтар и Кайым находятся по правую руку Абая. Мухтар смотрит в сторону Абая, взгляд его спокоен и горд, и его правая рука лежит на открытой книге. Юный Кайым сосредоточен и серьёзен.
Это позже он встанет у истоков новой науки – Абаеведение, обобщив и сохранив тот огромный архив, тщательно собранный по крупицам сподвижниками и учениками школы Абая.
Это он настоит на открытии музея Абая в Семипалатинске, сегодняшнем Семее, куда вольётся вся эта сокровищница Кайыма. Практически всё, что мы сегодня знаем о нашем всё Абае – это заслуга этих двух людей, смотрящих сегодня со своего пьедестала в сторону площади великого Абая!
В первый же день войны, 22 июля 1941 года, Кайым уйдет на фронт. Здоровье, подорванное той войной, долго будет сказываться на его работоспособности. Но свою работу учёного Кайым продолжит. И именно благодаря его труду та казахская литература, которую тогда изучали мы и которую сейчас изучают наши дети, стала настолько полной и живой.
Это позже он напишет слова гимна, под который вся страна будет стоя приветствовать наших прославленных спортсменов – Жаксылыка Ушкемпирова, Серика Конакбаева, Даулета Турлыханова и многих других. Это под его слова будут встречать наших космонавтов Тохтара Аубакирова и Талгата Мусабаева. И это под его слова взойдёт на трибуну первый президент независимого Казахстана Нурсултан, простите, Назарбаев, который позже, в 2018 году спросит: Каюм Мухамедханов – кто это?
Сколько раз человеку надо класть руку на сердце и петь слова песни в самые величайшие моменты своей жизни, чтобы позже раздражённо сказать об авторе этих строк: Абаеведение, ауэзоведение и еще какое-то ведение… Всем будем давать улицы Астаны?
Пройдёт ещё какое-то время, пройдут события – драматические и даже трагические, когда уже другой Президент откроет уже второй памятник нашим прославленным гражданам нашего прославленного города, и молодой Кайым встанет по праву рядом с Мухтаром и Абаем. И вот только теперь начинает восстанавливаться историческая справедливость. А я от души поздравляю Дину Мухамедханову – дочь Кайыма, с этим знаковым событием!
Сегодня битва продолжается. Эти два подхода не только к истории, литературе, но и к людям, к нам с вами, завтра снова сойдутся. Старая гвардия меняет имена, лики, строит свои центральные мечети, продлевая себе жизнь любым способом (привет, АДК!). В ноябре мы снова будем голосовать. Но я точно знаю, за кого проголосуют наши семейчане!
А почему? Да потому, что у нас память, в отличие от некоторых президентов, хорошая! И мы помним не только то, кто нашу область закрыл, кто открыл. Мы просто хорошо помним своих героев!