МГЛА
- УСТЬ-КАМЕНОГОРСК. КАЗИНФОРМ — Аким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов и директор ЕБРР по Казахстану Джанет Хэкман подписали соглашение по финансированию двух проектов в регионе на сумму 7, 7 млрд тенге.
- Тем самым в Усть-Каменогорске и Семее обычное уличное освещение заменят энергосберегающим, сократив затраты на освещение до 60%. По Усть-Каменогорску экономия в год составит порядка 40,7 млн тенге, по Семею — 30, 8 млн тенге, сообщили в акимате области.
- «Следует решить проблему, которая не решалась десятилетиями. Я уверен, что в ближайшее время эта инфраструктура будет начата» — отметил Д.Ахметов.
11:13, 29 Март 2016
5 марта 2018 года рамках сотрудничества с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) аким ВКО Даниал Ахметов с делегацией прибыл в Лондон.
7 марта 2018 года Даниал Ахметов и президент ЕБРР Сума Чакрабарти подписывают соглашение о финансировании инвестиционного проекта «Модернизация систем уличного освещения городов и районных центров Восточно-Казахстанской области» на сумму Т5,6 млрд. Проектом планируется модернизировать систему уличного освещения путём замены более 32 тыс. светильников в 6 городах и 11 районных центрах ВКО. При этом поясняется, что проект является 2-й фазой по внедрению энергосберегающих технологий в системах уличного освещения в Восточном Казахстане:
«Между ЕБРР и областным акиматом уже подписаны договоры о внедрении системы умного освещения с заменой более 25 тыс. ламп с энергосберегающей технологией в городах Усть-Каменогорске и Семее на сумму Т4,8 млрд, в мае текущего года будут начаты строительно-монтажные работы», — отмечает пресс-служба акима. В целом с 2015 года между акиматом ВКО и ЕБРР заключено 10 кредитных договоров и соглашений с объемом инвестиций на 46,1 миллиарда тенге – рапортует далее акимат ВКО.
Привлечение инвестиций является одним из ключевых индикаторов оценки акимов, и сфера коммунального хозяйства здесь не является исключением. Но появляется вопрос, зачем брать кредиты ЕБРР, если в стране работают свои государственные программы на развитие коммунальной инфраструктуры?
Так, например, Государственная программа «Нұрлы жол» на 2015 — 2019 годы была разработана «для формирования макрорегионов Алматы, Астаны, Актобе, Шымкента и Усть-Каменогорска, как городов-хабов национального и международного уровня», и как раз предполагала увеличение государственных инвестиций в развитие инфраструктуры городов и поддержку предпринимательства. А здесь – свыше 10 млрд иностранных инвестиций в освещение Усть-Каменогорска и Семея… В чём смысл?
Между тем, при подробном рассмотрении условий планируемых сделок с ЕБРР, видно, что кредиты европейский банк выдаёт только при условии, что тарифы будут подниматься до уровня, выгодного инвестору. Делается это для того, чтобы банк точно получил свои деньги назад, но платить за всё придётся потребителям.
Кроме кредитов на модернизацию уличного освещения власти ВКО заключали аналогичные договора с ЕБРР о финансировании проектов по газификации 50 сельских населенных пунктов Зайсанского, Урджарского и Тарбагатайского районов на 33,3 миллиарда тенге, а так же печально известный Проект по переработке ТБО в городах Усть-Каменогорск и Семей на 29,5 миллиарда тенге.
Ведь именно с проектом по переработке ТБО в Семее сначала разразился скандал с подписанием договора, когда директор такой же фирмы-прокладки, как и известный ныне Региональный Центр государственно-частного партнёрства (РЦ ГЧП ВКО), руководитель фирмы «Келешек» Максут НИГМЕТОВ, перед высокими гостями из Европы и в присутствии Даниала Ахметова отказался ставить свою подпись под кредитным договором. Максут объяснил это тем, что, дословно: «Реализация данного проекта экономически нецелесообразна и противоречит интересам жителей города Семея… (потому что) базовый сценарий, который был согласован с ЕБРР, предусматривает рост тарифов на сбор и утилизацию мусора с 1374 тенге в 2021 году до 21 670 тенге в 2025 году, то есть более чем в 15 раз!».
А позже снова непокорный Семей устами уже Рафаила ХАЗИПОВА, городского депутата и знающего специалиста в сфере коммунального хозяйства, позже выгнанного за этот демарш из партии и депутатства, на памятной пресс-конференции снова разнёс расчёты специалистов ВКО в пух и прах, бумагами и цифрами доказав ненужность и губительность проекта ЕБРР по переработке ТБО.
Стоит отметить, что, несмотря на жёсткий прессинг несогласных с упорным продвижением акимата ВКО линии сомнительного «сотрудничества» с ЕБРР и развязанную против предпринимателей Семея информационную войну, в министерствах Астаны начались проверки. Специальная комиссия экспертного совета «Адалдык Аланы» МИИР РК, в состав которой вошли представители ЕБРР, МИИР РК, министерства экологии, геологии и природных ресурсов, исследовательского центра «Энергетические аспекты Казахстана», депутаты и предприниматели, обнаружила множественные ошибки и нарушения при реализации данного проекта как со стороны МИО, так и со стороны консультантов и специалистов ЕБРР.
Итогом этого эпического противостояния предпринимателей Семея с акиматом ВКО в этом пока единичном случае стало торжество здравого смысла: Как нам ответили в ГУ «Управление природных ресурсов и регулирования природопользования области Абай», акиматом Семея инициирована процедура расторжения подписанного кредитного договора с ЕБРР по переработке ТБО. Власти новой области Абай нашли более эффективные и менее затратные проекты по утилизации мусора с привлечением отечественных инвестиций. И я бы отметил – намного менее коррупционноопасные.
Но вернемся к проекту европейского банка по модернизации освещения. Скандал с договором ЕБРР по ТБО в Семее заставил общественников и специалистов внимательно пересмотреть аналогичные заключённые договора акимата ВКО с ЕБРР, и здесь снова не обошлось без сомнений и разоблачений.
По сведениям издательства Устинка LIVE, ссылающегося на заявление заместителя директора Центра ГЧП ВКО Рината Бутажанова, проект по модернизации уличного освещения в Усть-Каменогорске до сих пор не реализован! Напомню, что сейчас на дворе 2024 год, а соглашение вступило в силу в 2017 году. Не все светильники, согласно Проекту, были заменены на новые энергосберегающие, а из тех, что были всё же заменены, значительная часть оказалась в неработающем состоянии. Кроме того, даже те фонари, что работали, местами даже ухудшили ситуацию с освещением в Усть-Каменогорске, где в этом году линейное негорение фонарей зафиксировано на целых 62 улицах!
В Семее ситуация оказалась даже хуже, чем в Усть-Каменогорске. Обслуживание светильников, которое, согласно проекту, имеет право производить только Центр ГЧП ВКО, в этом городе не производилось вообще или производилось крайне редко и некачественно. В итоге город, по прихоти властей ВКО занявший огромную сумму на освещение из денег ЕБРР, на долгие годы просто погрузился во тьму!
Трансферты ЕБРР были получены согласно договора, но тогда что же помешало другой стороне реализовать проект? В чем причина?
Нынешние руководители организации, поставившей подписи под договором с ЕБРР объясняют проблему… ветхим состоянием сетей электроснабжения. Между тем среди реальных проблем в том же самом Усть-Каменогорске — выход из строя элементов «умного» автоматизированного управления — шкафов управления, кабелей и автоматов. При этом заместитель акима Усть-Каменогорска Кайрат ТАНЕКЕНОВ напрямую говорит о том, что:
«Основная масса неработающих фонарей – не горят линейно! Это значит, что монтажные работы по установке фонарей и обслуживанию сетей были выполнены с нарушениями. Сейчас мы инициировали проверки по линии государственного архитектурно-строительного контроля».
Да и сам новый Восточно-Казахстанской области Ермек КОШЕРБАЕВ довольно однозначно отреагировал на саму суть проекта:
— Это заём ЕБРР, но рассчитываемся мы за него народными деньгами. Проект был направлен на то, чтобы мы экономили деньги бюджета. То есть современные технологии, энергосберегающие лампы должны были привести к тому, что расходуется меньшее количество электричества и в течение определённого времени окупит затраты. А у нас выходит, наоборот? Тогда зачем вообще занимались этим вопросом?
Однако, если посмотреть на ближайшее окружение Ермека Белдебаевича, то ответы на эти вопросы, видимо, необходимо искать там. Нынешний заместитель акима ВКО БАЙАХМЕТОВ Бахытжан Какенкаджиевич впервые на должность заместителя областного акима был назначен 18 марта 2019 года АХМЕТОВЫМ Даниалом Кенжетаевичем, и курировал именно эти вопросы. Через два года после назначения АХМЕТОВЫМ Д.К. его на должность акима, он продолжил уже в регионе Семея продвигать проекты по линии ЕБРР. Кстати, именно там у общественности в связи с реализацией этих проектов к нему возникли непростые вопросы.
Понятно, что в силу своих способностей Бакытжан Какенкаджиевич не мог быть мозгом этой сложной и многоступенчатой серой схемы. Схемы, при которой «инвестиции» ЕБРР, привлекаемые на заранее бесперспективные проекты, а сегодня с учётом всего накопленного опыта по этим проектам, думаю, можно уже смело говорить об этом, превращаются в тыкву, которая грузом лежит на бюджете государства, а кто-то в тени (на пенсии?) собирает свою жатву.
Больше на роль умелого менеджера в этом тёмном деле ЕБРР подходит другой бывший заместитель Даниала Кенжетаевича – СМАТЛАЕВ Алмасхан. Блестящий выпускник Финансового университета при Правительстве РФ (г. Москва), а также университета Блумсберга (штат Пенсильвания, США) начал работу с АХМЕТОВЫМ, видимо, ещё в 2012 году, в Москве, будучи советником в Евразийской экономической комиссии, где Даниал Кенжетаевич работал Министром по энергетике и инфраструктуре ЕЭК. С тех пор он всегда оставался рядом с патроном, вплоть до его выхода в почётную отставку.
Конечно же, мало кто мог подумать, что после отставки Даниал Кенжетаевич оставит свою годами возводимую империю в Восточном Казахстане и уйдет на покой поливать грядки. Один из его заместителей – Бауыржан БАЙАХМЕТОВ остался на должности заместителя при новом акиме ВКО, насколько понимаю, блюсти интересы босса и следить за «правильным развитием событий». Другой же заместитель, верный консильери, СМАТЛАЕВ Алмасхан поначалу работал первым заместителем при новом акиме ВКО, так же, видимо, обеспечивая безопасность интересов проектов экс-акима Ахметова, а с августа прошлого года стал инспектором при Администрации Президента (АП). Семья должна блюсти свои интересы!
Что же мы видим? Власти ВКО привлекают под видом инвестиций в инфраструктуру займы ЕБРР, в которых, как выясняется, страна не очень-то и нуждается. Ставки этих займов являются нефиксированными, «плавающими». Займ оформляется на фирму-прокладку, однако гарантом выступает государство. В результате этой реализации этих сомнительных проектов объекты инфраструктуры не могут эффективно выполнять свои функции, государство вынуждено повышать тарифы, а затем и взваливать на себя тяжелую ношу по выплате займов ЕБРР и обслуживанию долга. Параллельно государство должно вновь вкладывать деньги в неработающую инфраструктуру, снова разрабатывая и реализовывая аналогичные, уже свои, проекты.
Мы не расцениваем работу АХМЕТОВА, как работу одиозного коррупционера-чиновника, строящуюся на банальных пресловутых ..дцати процентах. Нет. Ахметовщина – это явление пострашнее. Он сумел превратить своё стремление к обогащению в чёткую налаженную систему с использованием интересов международных институтов. Ведь из той картины, что сегодня вырисовывается, мы, как здравые люди, видим, что население остаётся снова в минусе. Однако понимая, что закон сохранения в природе работает чётко, (Если в одном месте что-то убудет, то в другом месте столько же и присовокупится!), мы не можем оставить без внимания следующие вопросы: Куда, в итоге, уходят по этой схеме деньги страны и налогоплательщиков? Какова роль в этом заместителей Ахметова БАЙАХМЕТОВА и СМАТЛАЕВА? В чём смысл, фактический смысл, такого сложного менеджмента «умелого управленца» АХМЕТОВА?
Я думаю, что эти вопросы должны заинтересовать Генеральную Прокуратуру РК, Агентство по агентство по финансовому мониторингу РК, Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета РК, а также сам Аппарат Президента РК.
А вы как считаете?
Список использованных публикаций:
https://ppp-vko.kz/rus/news/135
https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30100837&pos=1;-16#pos=1;-16
https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38659867
https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31116613&pos=10;83#pos=10;83
https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38945995
https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30449377
https://rus.azattyq.org/a/32866242.html
https://inbusiness.kz/ru/last/vlasti-semeya-otkazalis-ot-finansirovaniya-ebrr
https://inbusiness.kz/ru/news/speckomissiya-vyyavila-nedostatki-i-oshibki-v-musornom-dele-semeya
https://ustinka.kz/vko/ust-kamenogorsk/93819.html
https://newtimes.kz/obshchestvo/130886-otstavki-daniala-akhmetova-trebuiut-mestnye-biznesmeny-vko
https://inbusiness.kz/ru/last/spor-vokrug-podpisaniya-kreditnogo-dogovora-s-ebrr-prodolzhaetsya-v-vko
https://16news.kz/news/economics/Vlasti-VKO-vlezli-v-kredityi-Evropeyskogo-banka-a-rasschityivatsya-budet-narod-2257
https://youtu.be/coWZPXRZ0Tw?si=iLx_Ur9UaA-JifJz
https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/o-chem-dogovorilsya-danial-ahmetov-v-londone-339429/
https://zakon.uchet.kz/rus/history/P1100000473/28.06.2014
Также в качестве источника информации был использован текст кредитного Договора между ЕБРР и РЦ ГЧП ВКО «О модернизации систем уличного освещения городов и районных центров Восточно-Казахстанской области»
(с) Serge Lee Khan