Как коты в масле не катаемся: производители подсолнечного масла объяснили его высокую стоимость
В Алматы прошла встреча производителей масел – первая международная масложировая конференция. Orda.kz послушала, чем они объясняют высокие цены на продукт первой необходимости.
Казахстанцы уже привыкли к постоянному росту цен. Если за сахар в регионах идут настоящие битвы, то подсолнечное масло пока на полках есть, хоть с каждым годом дороже, чем раньше.
Самый бурный рост цен был во время пандемии, но и за прошлый год подсолнечное масло подорожало на одну пятую. Опрошенные нами производители сетуют на сырьё – семена подсолнуха подскочили в цене на 40%, но они думают о людях, и цены не задирают в ущерб собственной прибыли.
Председатель Национальной ассоциации переработчиков масличных культур Ядыкар Ибрагимов считает, что цены на подсолнечное растут из-за дистрибьютеров и наценок торговых сетей.
«Маслозаводы находятся под контролем. К производителям приходит антимонопольная служба, не в магазины. Поэтому мы держим цены. Далее маслом распоряжаются дистрибьюторы, торговые сети, мы на них никак повлиять не можем».
Стоимость сырья – это 85% конечной цены подсолнечного масла. Представитель завода из Восточно-Казахстанской области, Михаил Чувашов, рассказал, что в соседних Китае, Узбекистане цены выше. Продавая масло им, казахстанские производители зарабатывают больше.
«Мы компенсируем потери возможностью экспортировать продукцию. В рамках ассоциации мы, естественно, обсуждаем, что хочет видеть министерство сельского хозяйства – у нас джентельменское соглашение. Оно хочет видеть стабильность и низкие цены. И оно регулирует цены таким образом, чтобы мы имели возможность вывозить масло из страны».
Гульнар Бижигитова, руководитель управления Департамента по переработке МСХ РК рассказала, что фермеры, которые выращивают подсолнух, получают государственные субсидии. Их размеры определяют на местах. Для продажи масла за рубеж есть квоты, их выдает Минсельхоз, и собирает заявки до 1 июля. При этом до указанного срока производители вынуждены ограничивать производство, и ждать получения заветных разрешений. Так у «ТОО Янтарь УК» завод по производству масла несколько месяцев быв загружен только на треть.
«На внутреннем рынке масла столько не потребляют, а квот выдают не столько, сколько хочешь, тебе всегда выдадут меньше. У нас, в основном, клиенты из Узбекистана, и они ждут, а где-то месяц мы уже не можем отгрузиться, а потом мы этот объём не восполним за два месяца. Мы продаём цистернами, там надо загрузить, ждать состав. Это все неделями делается,» – рассказывает представитель производства Андрей Аксёнов.
Больше всего претензий у маслоделов к Казахстанским железным дорогам. Цистерн, для транспортировки масла постоянно не хватает, потому что компания их не предоставляет. Также возникают проблемы с проездом, особенно – через станцию Достык на границе с Китаем.
У российских коллег, которые также приехали в Алматы, проблем с вагонами нет – их в достатке. Своей продукции тоже хватает, но есть другая – высокий курс рубля. Если раньше продукция по себестоимости была ниже казахстанской, то сейчас семена подсолнечника и масло соседи покупают с неохотой. Вот что Orda.kz рассказал Алексей Ханьжин из Новосибирской продовольственной корпорации.
«Раньше поставки шли активно. Сейчас, в связи с укреплением курса рубля, всё немного приостановилось, но у нас правительство само тоже заинтересовано в его ослаблении, потому что, как ни крути, бюджет складывается из реализации продукции за доллар. Ждём, когда правительство ослабит курс. Иначе экспорт встанет полностью в России, или пострадают сельхозтоваропроизводители. Придётся очень низкие цены им держать, а себестоимость не снижается».
Обстоятельство, которое кардинально поменяет количество подсолнечника на рынке – война в Украине. В прошлом году страна занимала первое место в мире по экспорту подсолнечного масла, и получала от продажи 11% валютной выручки. Эксперт Андрей Купченко связывался с участниками конференции по видеосвязи – пассажирские самолёты сейчас там не летают. Слайды украинец сопроводил фотографиями с полями, усеянными воронками.
Из-за военных действий произошло драматичное снижение урожая масличных на 30%. На пятую часть сократилась площадь посевных в этом году, а значит осенью урожая будет меньше. Ещё больше снизились объёмы производства масла в начале марта – в 6 раз. По данным АПК-информ, сейчас 10% украинских заводов по производству масла встали полностью, 43% находятся в зоне высокой опасности.
Морская блокада не позволяет Украине отправлять на экспорт и семена подсолнечника, а также масло свои основным покупателям – Индии, Китаю и Нидерландам. Ситуация немного прояснится к осени, когда будет собран новый урожай. Тогда, скорей всего, мир увидит новые цены на один из самых популярных и жизненно необходимых продуктов.
Источник: ORDA.KZ