Прогнётся ли город?
Всем привет!
Очень много шуму в городе на днях наделало заявление руководителя одного из автопарков, которое он озвучил в присутствии прессы и большого количества членов Общественного совета города о необходимости повышения проезда в общественном транспорте (который, как нам утверждают, в городе всё же есть!)
Такое громкое заявление в городе, который испытывает в этой сфере настолько большие проблемы, что это уже не лезет ни в какие ворота (по чьей же вине, интересно?), можно было бы приравнивать к проявлению городского экстремизма! Это всё равно, как чиркнуть спичкой в насквозь пропуканном, простите за сравнение, автобусе!
Заявление по нашей давней городской традиции было сдобрено доброй порцией крокодильих слёз, но, конечно, переживаниям бизнесмена — владельца автопарк-сити, Апрелей, газет, пароходов, о горожанах, когда он видит, как они стоят на остановке, мало кто поверил. Дело в том, что в таком шантаже и выкручивании рук в работе с акиматом этот бизнесмен был замечен уже давно. Еще в марте 2017 года его организация участвовала в саботаже движения автотранспорта. Тогда они устроили в честь Наурыза семейчанам отличный «подарок», без предупреждения сняв автобусы с самых загруженных линий. Объяснялась такая акция довольно трусливо:
«В диспетчерской предприятия «Семавтопарк» сообщили, что все их маршруты прекратили обслуживать пассажиров из-за «невыносимого состояния дорог». По словам представителей компании, дорога стала для водителей настоящим испытанием: наледь, лужи, поэтому передвигаться стало небезопасно» – пишет informburo.kz.
На самом деле подоплека тех событий была совершенно другая. «Автопарки объявили забастовку, потому что акимат не разрешает им поднять стоимость проезда до 120 тенге» – там же сообщает городской акимат. Не находите схожесть с сегодняшней ситуацией?
В забастовке тогда участвовали практически все автопарки, в том числе два самых крупных – «Азия Комби» и «Семавтопарк», обслуживающие 70% всех городских маршрутов. Нетрудно догадаться, кто был автором этой «блестящей» идеи. Так что не надо нам лить пули про то, как вы из окна своего внедорожника переживаете за стоящий на остановках народ. Мы то знаем, что пренебрежение проблемами народа у вас идёт не один год!
Почему мы сравниваем события 2017 года с сегодняшним днём. Мы понимаем, что бизнесмены – довольно умные люди! Они ничего не делают просто так. И просто так разбрасываться такими заявлениями господин Григорий не будет. И члены Общественного совета города здесь появились тоже не просто так. Прямо перед нами разыгрывается карта – многоходовочка, которая должна привести к определённому результату. Естественно, выгодному для заказчика и исполнителя главной роли.
Вот теперь становится понятным, откуда в городском Общественном совете появился такой состав, который вызвал, мягко говоря, многочисленные вопросы у семейчан – люди, за счёт рекреационной зоны обустраивающие себе парковочку возле незаконно построенной пристроечки к стоматологии, и полицейский, разгоняющий журналистов. В этом раскладе уместна пословица: Рука руку моет. (Кстати, где ответы Общественного совета на мои запросы? Игнорим?)
А вот теперь мы подходим к вопросу: Зачем Григорию спектакль?
В целом в Семее в сфере пассажирских перевозок война автопарков, которая длилась последние пять с лишним лет, переживает свой логичный кризис. Как и все войны, она забирает ресурсы. В нашем случае это деньги (на реформу общественного транспорта «зелёный муниципальный автопарк» в Семее, напомню, было потрачено порядка 620 млн государственных вложений, 650 млн частных инвестиций и приобретено в лизинг автобусов на 4 млрд 200 млн тенге). На сегодня эти ресурсы, как неожиданно для всех оказалось, были растрачены впустую, вылетели в трубу, пущены на ветер (кто ещё знает какие выражения – пишите в комментах!). К тому же ежегодно по принятой методике маслихатом должны утверждаться субсидии на работу автотранспорта. Да, это именно те субсидии, невыдачей которых акжаловский маслихат удушил SemeyBus и которые с радостью он же слил другому предпринимателю. Вот только если SemeyBus работал и развивался, то в результате отжима бизнеса сама продуманная и сложная новая система муниципального транспорта не смогла автоматически перейти к старому/новому хозяину и все её части посыпались. Посыпалась система отслеживания, сервис, система электронного билетирования. Ушли кадры – водители, техподдержка, кондукторы (именно в таком порядке важности профессии, а не как у и.о. директора Семавтопарка!).
Победа Семавтопарка оказалась пирровой. Поживиться новому хозяину перевозок оказалось нечем. Вот тут-то и началась эта мышиная возня с протаскиванием «нужных» людей в маслихат и Общественный совет с тем, чтобы получить на следующей сессии плюшки в виде дополнительных субсидий. И, как мы видим, эта политика работает! Так что семейчан я могу поздравить с новым для нас явлением: Вот наконец-то и у нас появился… нет, не коронавирус, а признак срастания политической и бизнес-элиты в виде карманного лобби. Растём, товарищи!
Я думаю, что акимат понимает, что говорить о повышении тарифа на пассажирские перевозки в сегодняшний момент, когда политическая ситуация в общем по стране сложная и потому напряжённая, смерти подобно. Поэтому, чтобы успокоить перевозчиков, маслихат должен прогнуться и выделить субсидий на перевозки больше в разы – бинго! «Бедный» Григорий снова окажется на коне!
Однако, здесь есть и другая сторона медали.
За меня говорят сухие факты: Во время перестройки работы транспорта в Семее под кодовым названием «зеленая реформа» на работу перевозчиков свалилось очень много критики. Да, там было много спонсированного Григорием хейта, но были и вполне справедливые замечания горожан, которые отслеживались и по ним принимались срочные меры. Еженедельно в СМИ проходила информация о брифингах, комиссиях, выездах акимов, заместителей и принятых мерах. И если у некоторых представителей СМИ и есть предубеждение к работе акимата в информационном плане, но нельзя отрицать, что по всем жалобам горожан ситуация всегда отрабатывалась и принимались конкретные меры. В итоге к началу пандемии выход автобусов на линию автопарк «зеленых» довёл до космических сегодня 90%! Это могут подтвердить данные системы ЦУПП. Я уже не говорю об уровне сервиса, где Семей шёл впереди планеты всей, а система электронного билетирования была признана самой эффективной в стране! Пандемия, и затем разразившаяся тотальная война Ахметова против города поставила крест на всех этих начинаниях.
Сегодня же общий процент выхода автобусов у действующих перевозчиков при утверждённом договором минимальном уровне в 70% зачастую не дотягивает и до половины. Семавтотранс – средний выход примерно 48%, Семавтопарк – 57%, Таксопарк – 63%. И это тоже можно подтвердить документами. В течение дня наблюдается постоянный сход выпущенных автобусов, а к 19.00 ежедневно случается обвал. По жалобам пассажиров решения не принимаются ни в руководстве города, ни в автопарках. Все системы мониторинга общественного мнения и обратной связи ни у автопарков, ни у акимата не работают. Да что там, на примере даже наших публикаций мы понимаем, что наш якобы народный городской маслихат не готов к диалогу со своим народом! Сегодня в социальных сетях у людей складывается понимание, что на мнение горожан забит огромный болт.
И вся эта ситуация для руководителя самого крупного сегодня автобусного парка – всего лишь повод увеличить свою доходность за счёт бюджета! Время и место выбрано идеально: В условия подготовки к выборам акимат увлечён только одним – не допустить общественного всплеска! А повышение стоимости проезда, как я писал выше – это искра в камере сгорания. Прогнётся ли акимат, чтобы простимулировать за счёт бюджета крайне неэффективные автопарки – это важный вопрос. Вопрос, который покажет, как будет развиваться сфера пассажирских перевозок нового областного центра. И будет ли…
@SergeLeeKhan