Вынужденная мера: почему рост цен на ГСМ необходим Казахстану

0

Цены на топливо вырастут и это неизбежно. Но вряд ли это приведёт к сильнейшим политическим потрясениям и сильному подорожанию других товаров и услуг, считают эксперты. Об этом они рассказали Orda.kz.

4 апреля премьер-министр Алихан Смаилов сообщил неприятную новость о скором повышении цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ) на 11%. Это вызвано дефицитом продукта, который, в свою очередь, вызван его вывозом в соседние страны, где цены на него в полтора-два раза выше.

Эта весть заставила многих насторожиться, ведь именно повышение цен на газ в январе 2022 года послужило толчком к массовым протестам по всей стране, которые в Алматы и некоторых других городах обернулись массовыми беспорядками, погромами, поджогами, мародёрством и кровавыми столкновениями с человеческими жертвами.

Нынешняя же социально-экономическая ситуация в стране куда хуже.

Корреспондент Orda.kz поговорил с экспертами о том, к каким возможным последствиям в этот раз может привести повышение цен на топливо.

Власти попробуют подсластить пилюлю

Политолог Талгат Калиев не исключает резкий рост социальной напряжённости, так как рост цен на ГСМ, энергоносители спровоцирует цепную реакцию и подорожание прочих товаров.

«Но вместе с тем нужно понимать, что сезонный дефицит ГСМ происходит у нас каждый год. А на наши заправки приезжает множество автомобилей, в том числе фур, из соседних стран. Некоторые ездят каждый день, да ещё и совершают по несколько рейсов за день. И с этим явлением всё равно нужно было бы что-то делать», – отметил он.

Одновременно нужно поднимать качество отечественного топлива и что-то делать с местными НПЗ, которые почти каждый год примерно в одно и то же время встают на ремонт. И это тоже провоцирует острый топливный и логистический кризис. Хотя одновременно возникает вопрос и к органам, призванным обеспечивать соблюдение запрета на экспорт.

По словам политолога, это однозначно непопулярное решение, которое скажется на рейтингах власти. И эту ситуацию наверняка попытаются использовать в свою пользу оппозиционные силы, причём не только политические партии.

«Однако даже при резком росте цен на ГСМ и ухудшении социально-экономической ситуации повторение январских событий вряд ли возможно, так как в них, кроме естественных причин, большую роль сыграли и искусственные факторы – мобилизация масс через интернет-каналы, наличие провокаторов, использование технологий управления толпой и прочее», – заметил спикер.

Тем более власти в Казахстане, принимая какие-то непопулярные меры, обычно пытаются скомпенсировать это каким-нибудь популярным решением, чтобы удержать развитие событий в заданном коридоре. В этот раз, возможно, запустят какую-нибудь социальную программу. Вариантами решения проблемы могли бы стать и демонополизация сферы нефтепереработки, создание условий для открытия мини-НПЗ, которые и рабочие места создадут, и цены снизят.

Замкнутый круг без однозначного выхода

Директор Института евразийской интеграции Уразгали Сельтеев уверен, что это вынужденная, но необходимая мера. Государство должно защищать внутренний рынок, чтобы не допустить дефицита. И если раньше правительство сдерживало цены, то теперь возвращается к рыночному ценообразованию. И это пришлось бы сделать в любом случае, поскольку через два года в ЕАЭС будет запущен общий рынок газа, нефти и нефтепродуктов. Соответственно, цены сравняются во всех странах-участницах до максимальных значений.

«Понятно, что это ударит по карманам казахстанцев, особенно на фоне дикой инфляции и роста цен практически на все продукты и товары. Социальная напряжённость тоже будет расти, недовольство усилится. От этого никуда не деться. Но чтобы избежать радикальной и резкой политизации этих процессов, правительству придётся компенсировать через увеличение зарплат и доступности кредитования. Это замкнутый круг, но другого пути нет», – заявил Сельтеев.

С его точки зрения, непопулярных решений у правительства Смаилова будет немало. Время тяжёлое. С одной стороны, сегодняшняя казахстанская экономика – это следствие отсутствия структурных реформ на протяжении десятилетий. С другой – идёт сильное давление из-за обострившихся геополитических факторов.

Как следствие рейтинги общественного доверия к правительству, так же как и партии Amanat, тоже будут снижаться. К этому надо быть готовыми и нормально относиться, считает эксперт:.

«Конечно, для условной оппозиции появляются шансы расширить критику властей и нарастить политические очки на хайпе. Однако, если альтернативных и конкретных решений никто не предложит, то эти очки ни во что не конвертируются».

Передел собственности начнётся в течение года

Экономист Расул Рысмамбетов считает, что повышение цен на ГСМ – давно ожидаемое событие. Государство так и не смогло справиться с контрабандой. И теперь вынуждено прибегнуть к этой неприятной, непопулярной мере, чтобы устранить растущую нехватку топлива.

И так как почти все товары в РК перевозятся транспортом, потребляющим бензин, дизель, газ, то это приведёт к повышению цен на многие товары, но не обязательно сильному.   

То есть если цены на ГСМ вырастут на 20%, это не значит, что и стоимость прочих товаров поднимется на 20%. Здесь нет прямой зависимости.

«Но людям это в любом случае не понравится. И правительству придётся придумать убедительное объяснение для населения. Ведь это говорит о том, что министерство энергетики и НПЗ, которые должны обеспечить республику качественным топливом в нужном объёме, не справились со своей задачей. Так же как и Таможенная служба и Погранслужба КНБ не сумели остановить поток контрабанды», – уверен Рысмамбетов.

По мнению экономиста, повышение цен также может привести к переделу собственности на рынке ГСМ, нефтедобычи среди казахстанских игроков.

«И уже в течение года мы увидим какие-то серьёзные вещи, кто-то будет продавать месторождения, кто-то покупать, и наверняка будет установлен гораздо более жёсткий контроль над «самоварами» – нелегальными мини-НПЗ», – добавил Рысмамбетов.

Выбирать не приходится

Экономист Арман Байганов считает, что властям Казахстана выбирать не приходится. Ведь в соседних странах, в частности в России, Узбекистане, Кыргызстане, ГСМ стоят дороже, чем в Казахстане, и, соответственно, там продавать его выгоднее, используя для этого как легальные, так и нелегальные пути. А блокировать эти каналы невозможно, тем более что Казахстан состоит в ЕврАзЭС. И поэтому рано или поздно правительству пришлось бы поднять цены на топливо, чтобы продавать его в Казахстане стало так же выгодно, как и за границей.

«Увеличение цен на ГСМ подстегнёт и рост цен на многие другие товары. Вырастет инфляция, и с этим ничего не поделаешь. Альтернативами могли бы стать выход из ЕврАзЭС и установление жёсткого контроля над границами, но нет никаких гарантий, что это помогло бы. Если коррупция в стране не уничтожена полностью, контрабандисты найдут какие-нибудь лазейки. Там, где есть спрос, будет и предложение», – заключил Байганов.

Избавление от абсурдного развития

Своим мнением на эту тему поделился и экономист Алмас Чукин на своей странице в Facebook. Его мы приводим почти полностью:

«Бензин делают из нефти на сложных заводах. У нас много нефти и газа в земле. Нефть добывается. Основная нефть извлекается из-под каспийских вод, в страшно сложных условиях – вода, льдины, ветра, глубины, сера и прочие гадости. Но всё же добывается, поскольку можно вывезти за границу и продать по мировой цене.

А вот газ нельзя было, и до сих пор нельзя. Кроме иностранных гигантов с СРП, у которых газ больше попутный с нефтью, – все остальные обязаны газ продавать нацкомпании. Поэтому и газа у нас не хватает. Лежит себе в земле.

Сегодняшнее решение повысить потолок цены на нефтепродукты – начало длинного пути избавления от экономически абсурдного развития.

1. Товар стоит столько, сколько стоит. Нефть, к примеру сегодня, стоит 80 долларов за бочку. И если мы её продадим на экспорт, то получим 80 долларов. Но если мы её отдадим на НПЗ за 40 долларов на переработку, мы уже «заложили» «подарок» в 40 долларов кому-то. А могли положить эту сумму в бюджет и с умом на что-нибудь потратить.

2. Производство стоит столько, сколько оно стоит. Мы взяли кредит, обновили НПЗ и производим топливо. Надо кредит возвращать, запчасти покупать, ремонт ежегодный, на это всё и на будущее развитие нужны деньги. Но государство устанавливает такую цену на продукт, что не хватает даже на запчасти. Поэтому у нас, наверное, каждый год аварии на НПЗ происходят.

3. Доставка, хранение, реализация топлива тоже стоит денег. Но оптовикам и рознице тоже не дают нормальную цену установить. И продукта по госцене тоже не хватает на всех. А то, что дают, я лучше своим постоянным клиентам по талонам отдам, зачем на рынок работать. А если я не сеть, а маленькая сельская заправка, то лучше закрыться.

После всего этого добавим контрабандный вывоз в соседние страны. В результате получаем коллапс в экономике. Грузовики не едут. Грузы не доставляются. Заводы и магазины страдают. Стройка не идёт. Трактор не едет. Вот, грубо говоря, общая картина «развития», от которого с сегодняшнего дня надеюсь мы начинаем отходить».

 

Источник: ORDA.KZ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *