Гнев и разочарование: казахстанцы критикуют за неэффективность систему ОСМС

0

В последнее время социальные сети заполонили гневные комментарии и жалобы казахстанцев на несовершенство и бесполезность системы обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). Граждане высказывают свое разочарование в функционировании данной системы, указывая на ее неэффективность. Orda.kz узнала у экспертов и пользователей плюсы и минусы системы

Толебай Рахыпбеков, председатель Совета Директоров АО «Медицинский университет Астана», профессор, член-корреспондент Национальной академии наук Республики Казахстан выразил своё мнение на этот счёт корреспонденту Orda.kz.

«Многие считают, что финансирование системы здравоохранения предназначено исключительно для поддержки медицинских организаций. Однако на самом деле оно служит социальной защитой населения в случае заболеваний, травм, отравлений, а также беременности и родов. Системе нужна перезагрузка, однако как это сделать сразу – вопрос другой. Перезагружать систему ОСМС надо концептуально. Государство занимается тарифами, но это ничего не даст».

Помимо работы данной системы, возникает вопрос о возможности получения своевременной помощи в государственных поликлиниках. Что делать тем, кто долго ждёт своей очереди по ОСМС? Обращаться в платные клиники?

«Необходимо разделить население на категории. Жители, пережившие эпоху Советского Союза, хотят всё и вся. Как я уже упоминал, финансирование системы здравоохранения не сводится только к финансированию медицинских учреждений, это форма социальной защиты. Всемирная организация здравоохранения выдвигает две основные проблемы. Первая проблема – это доступность, которая по данным доклада президента в прошлом году, отсутствует для трёх миллионов человек. Доступа к этой системе у них нет. Вторая проблема – это качество. Необходимо поощрять качество предоставляемых услуг путём повышения заработной платы медицинским работникам. Они не захотят терять работу из-за хорошего заработка», – говорит Толебай Рахыпбеков.

Перед государством стоит задача – разобраться в текущем состоянии системы здравоохранения и обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). Как уже было отмечено, существуют разные мнения насчет эффективности и функционировании этой системы. Люди, особенно те, кто пережил эпоху Советского Союза, выражают высокие ожидания от государства и требуют поддержки в области здравоохранения.

Вместе с тем, необходимо учесть заявления Всемирной организации здравоохранения о двух основных проблемах — доступности и качестве медицинской помощи. Какие вызовы стоят перед системой ОСМС и какие варианты решения могут быть предложены? Толебай Рахыпбеков отметил, что предпринимаемые меры государством кажутся временными решениями на фоне более глубоких проблем.

«Это похоже на использование заплаток на порванной одежде, вместо того чтобы заменить её новой. Доступность медицинской помощи для населения должна быть не только бесплатной, но также находиться в доступном месте и на протяжении 24 часов. В соответствии с концепцией, изложенной в Астанинской декларации о первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), стратегическим переходом должно стать изменение фокуса с потребительского на человеко-ориентированный. Это означает, что система здравоохранения должна быть перестроена таким образом, чтобы поддерживать здоровых людей и обеспечивать активную, качественную и долгую жизнь для людей с хроническими заболеваниями».

Марина Рузматова, журналист и маркетолог, одна из тех, кто также столкнулся с проблемами в функционировании системы ОСМС.

«Со стороны обывателя, человека, который всегда работал официально и платил отчисления в систему ОСМС, я наблюдаю определённые проблемы. Мы живём в капиталистическом обществе с рынком труда. Когда дело касается медицины, то у нас не рынок, а Советский Союз. Государству, конечно же, выгодно, что мы платим за содержание матерей в декрете, детей и студентов. Я не против помогать уязвимым слоям населения. Но когда мне самой нужна медицинская помощь, я вынуждена идти в поликлинику и платить за неё. Вот пример: несколько недель назад я сильно заболела и мне понадобилось сделать УЗИ и проконсультироваться с разными специалистами. Однако я не смогла записаться ни к одному из них. Я случайно попала к терапевту. А когда мне понадобилось повторно записаться на приём, мне сказали прийти после 20 мая, то есть почти через месяц. Записаться на УЗИ вообще невозможно, и я не представляю, кто может туда попасть».

Также Марина отметила, что получить своевременную медицинскую помощь в поликлиниках проблематично: необходимо пройти череду визитов и консультаций, прежде, чем попадёшь к нужному специалисту.

«Когда возникла необходимость пройти анализы на гормоны, я решила обратиться в государственную поликлинику. Однако, чтобы сделать это, нужно сначала попасть к терапевту, только после этого можно попасть к эндокренологу и, если специалист посчитает нужным, даст направление на сдачу анализов. Ждать времени не было, поэтому я снова обратилась в частную клинику, где утром сдала анализы, а уже к обеду у меня были результаты. Стоило это около 19 тысяч тенге. Я работаю на 2 работах, в месяц 12-15 тысяч тенге за меня отчисляется в фонд. Если бы я не отчисляла эти деньги, они были бы у меня, этой суммы хватило бы на все проблемы со здоровьем. Но получается, я плачу в фонд и в добавок я иду лечусь платно. Единственная дорогостоящая процедура, которую я получила за все эти годы – это компьютерная томография, и только потому, что у меня подозревали коронавирус. В год за меня платят почти 200 тысяч, лучше за эти деньги сделать себе полный чек-ап организма», – рассказала Марина.

Вопрос тарифов поднимался и на брифинге в СЦК, где первый вице-министр здравоохранения Тимур Султангазиев упоминал, что хроническое недофинансирование отрасли является основной проблемой, о которой высказался и глава государства.

«Эта проблема возникает из-за несоответствия тарифов реальным затратам на медицинскую помощь. Перетоков услуг с пакета на пакет (на пример, с ОСМС в ГОБМП). Процентные ставки взносов и отчислений ОСМС значительно ниже, чем в некоторых странах, таких как Чехия (13,5%), Словакия (14%), Молдова (9%) и Литва (9%). Для мотивации поставщиков на качественное оказание востребованных видов помощи поэтапно будут пересматриваться тарифы на медуслуги с приведением в соответствие со стандартами медпомощи и индексацией на инфляцию», – сказал Султангазиев.

Председатель правления фонда медстрахования Сабит Ахметов призвал граждан, получивших медпомощь, не оставаться в стороне при обсуждении вопроса – быть или не быть ОСМС.

«Сегодня фонд, вместо того чтобы заниматься решением проблемных вопросов и развитием системы, отвлекает большие ресурсы на доказывание необходимости ОСМС. Хотел бы обратиться к гражданам, которые получили медпомощь в рамках ОСМС, – не оставаться в стороне и дать объективную оценку системе», – сказал Сабит Ахметов на брифинге в СЦК.

Он заверил, что государство в полном объёме выполняет свои обязательства по финансированию системы здравоохранения.

«Помимо финансирования бесплатной медпомощи в размере 1,4 трлн тенге, роль государства в системе ОСМС является ключевой, так как нагрузка на государственный бюджет составляет около 80% от всех поступлений в ОСМС, а это дополнительные 800 млрд тенге. Как говорится, ломать – не строить. К системе ОСМС мы шли 10 лет. Это общемировая практика. И главная цель ОСМС – это защита уязвимых слоёв населения», – отметил Сабит Ахметов.

Он также упомянул и коррупционную составляющую проблемы.

«Там, где большие деньги, там и большие интересы. Это связано и с лекарственным обеспечением, завышением стоимости оказанных услуг, приписками, перепотреблением. Все указанные злоупотребления стали возможными в связи с недостаточным контролем и низким уровнем цифровизации», – отметил Сабит Ахметов.

Ранее на заседании мажилиса депутаты от фракции Общенациональной социал-демократической партии подняли тему ОСМС. Они напомнили, что, по данным журнала CEOWORLD, Казахстан занимает 82-е место из 89 стран по обеспечению качественной медициной. Мажилисмены предложили возмещать 50% расходов на ОСМС казахстанцам, которые в течение года ни разу не обращались к врачам.

 

Источник: ORDA.KZ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *